Фотографии Кронштадта периода 2005-2012 гг. Еще до недавнего времени Кронштадт начинался с воды. Получасовое плаванье от Ораниенбаумской пристани уже задавало определенное настроение и в какой-то мере готовило к вхождению в другой мир -- мир Российского флота. Неуклюжие пошарпаные паромчики уводили в другое восприятие.
И действительно, совсем иначе себя чувствуешь, оказавшись посреди довольно-таки оживленного движения на воде.
Второе суденышко своей какой-то стремительностью напоминает мне миноносец.
А так выглядит (точнее, выглядела в октябре 2009 года) с воды Лесная гавань:
Осенью 2011 г. паром прекратил свое действие. На остров теперь добираются посуху. Но все же лучше начать осмотр Кронштадта с набережной.
Здесь же, в Петровской гавани, стоят корабли. Давно уже миновали времена Второй эскадры -- теперь на рейде видны лишь всевозможные контейнеровозы. А в гавани в какой-то тысячелетней неподвижности застыли два кронштадтских сверхдредноута -- учебные суда "Смольный" и "Перекоп" в компании катеров.
Подводные лодки в Купеческой гавани:
Сейчас подобный снимок рядовому гражданину сделать уже невозможно, поскольку моряки перекрыли Петровскую пристань. Так что остается прогуливаться вдоль Итальянского пруда
,
эпизодически оглядываясь на Петровский док
.
У набережной -- Петровский парк, и в центре -- сам Петр. Вспоминается: "Ногою твердой стать при море".
Сердце города -- Якорная площадь. К ней ведет Макаровский мостик, за которым высится Морской (Никольский) собор.
Еще недавно в соборе был музей уж не помню чего. Зайдя как-то давно внутрь и увидев сквозь дверное стекло бюст р-р-революционного матроса, я, естественно, заходить в эту дверь воздержался. Впрочем, музейное содержание никак не отражалось на самом здании, прообразом которого послужила Константинопольская София. Это воистину величественное зрелище:
Эти фотографии были сделаны осенью 2005 года. Года два назад собор таки передали Церкви. Сейчас ремонт почти закончен и с весны уже начались богослужения. Теперь собор выглядит так:
Рядом с собором -- памятник Макарову. Говорить ничего не хочется -- надо смотреть:
Надпись гласит: "Помни войну". И о войне действительно помнишь, глядя на стоящие на улице пушки. У Арсенала:
и у Итальянского пруда:
.
Предвосхищая возможные вопросы, сразу скажу, что пока ничего особенного не могу сказать об этих пушках. Но в недалеком будущем собираюсь после очередной поездки устроить их фотообзор.
А это зенитная спарка и якоря "Октябрины" у Якорной площади:
А теперь дойдем до Летнего сада.
Увы, при потомках тех, кому вход был воспрещен, он одичал и как-то подзаболотился. О том, что это все-таки сад, напоминает лишь чугунная ограда, да еще сохранившиеся памятники.
Памятник мичману Домашенко, бросившемуся с кормы корабля "Азовъ" для спасения тонущего матроса:
Поставлен по инициативе сослуживцев, среди которых, как вы понимаете, были М. П. Лазарев и П. С. Нахимов.
Памятник экипажу клипера "Опричникъ", погибшего в декабре 1861 г. в Индийском океане:
Вообще Кронштадт в изрядной мере -- город памятников. Причем наряду со старыми:
практически каждый год появляются новые. Так однажды на хорошо знакомой набережной я вдруг увидел памятник морякам, погибшим в Цусимском сражении:
.
Стоит заметить, что его основой стали остатки камня, поднятого на рейде Штандарт, из которого сооружен постамент памятника Макарову.
Даже на заброшенном лютеранском кладбище видно, насколько чтится память о далеком и близком:
.
Память чтится. И это на фоне отнюдь не цветущего на вид Морзавода, бедных улиц, немалого числа развалин. Но что-то живое, настоящее, светлое проглядывает в лицах, когда идешь вдоль Обводного канала. И прежде всего в лицах людей видно, что город живет. Живет, а не перекантовывается.
Почти на самой восточной оконечности острова в бывшем здании водонапорной башни находится городской музей. Рядом с ним -- очень интересный дворик. Я называю его "двор чудес". Здесь располагается выставка поделок из ... разного хлама. Например, комар из частей велосипеда, рыба из кусков деревянной бочки и многое другое. Впечатляет копия репинского портрета Муссоргского, сделанная, конечно же, из мусора. Или вот такой крылатый конь:
Это символ того, что человек -- всегда творец, при любых жизненных условиях. А пока он творец, он остается человеком.
Продолжение следует.