Steve пишет:
цитата: |
Переделан из какого-то судна. Чуть ли не лесовоза. |
|
Да, именно так. Это судно было построено по проекту 596 как лесовоз ледокольного типа для Беломорского морского пароходства. Заложен 29.08.62 под з/н 952 (второй в серии из 64 ед.), спущен на воду 6.07.63, вступил в строй в декабре 1963 года. С 1 ноября 1968 года лесовоз передается в ведение Черноморского управления судов космической службы, в состав Поисково-спасательной службы Военно-Морского Флота, переоборудуются и переводятся в класс экспедиционно-океанографических судов пр.596П. В 1968 г. была сформирована Черноморская Эскадра Специального назначения, работающая в Индийском океане. В 1974 году на базе Чер ЭСН сформирована 3 БрПСК, куда вошли следующие однотипные корабли: Апшерон, Диксон, Донбасс, Даурия, Баскунчак, Севан , Тамань, Ямал. Чем они занимались это отдельная тема, но понятно, что обеспечивали в Индийском океане и где прикажут космические полеты военного и гражданского назначения, могли принять космонавтов при их аварийной посадке в море-океане, принимали участие в поиске и подъеме капсул со спецматериалами разведспутников и исследовательских космических кораблей, искали первые натурные модели будущих "буранов".
В начале 80-х годов (я еще служил на "Москве"), "Диксон" был поставлен на перестройку по новому проекту как опытовое судно - носитель МСУ "Березина" ("мощная силовая установка") в ССЗ им. С.Оржоникидзе в Севастополе. Из моей батареи даже был списан один матрос на это судно. Как-то по делам он оказался опять у нас на борту и тут же прибежал в батарею и начал рассказывать своим бывшим сослуживцам на какой супер-секретный корабль он попал и что скоро они будут сбивать спутники лазером! В 1984 году я был переведен на Полигон в Феодосию и узнал, что тут существует целое управление из трех отделов, 4-х объектов-лабораторий, ОС-90 и ОС "Диксон" по испытанию "лазерного оружия". Я попал служить в менее экзотическое 1 Управление по испытаниям перспективных образцов ракетно-артиллерийского вооружения флота. В 1992 году работы на ОС "Диксоне" по теме "Айдар" были прекращены в связи с полным выполнением программы исследований, корабль переведен в Севастополь, экипаж сокращен, МСУ демонтирована, вместе со всеми направляющими луч зеркалами, частично разобрана на металл, частично, в качестве ЗИП, оборудование перевезино на наземный объект Полигона с аналогичной системой (объект 05). Само судно было отправлено на резку в Индию, на знаменитый пляж Аланг, вместе со всем вспомогательным оборудованием судна, предназначенным для обеспечения "физических пусков", включая десятки огромных 40 кубовых "сосудов ВД" с остатками газов (система МСУ была газодинамического типа), мощнейшую систему дизельгенераторов общей мощностью ... ну, вобщем, очень большой. На этом история ОС "Диксон" заканчивается.
Управление КСВ (комплексов специального вооружения) сначала сократили до отдела, а потом и до лаборатории (объект 05) которую меня и обязали принять под командование в состав славного нашего отдела испытаний зенитного ракетного вооружения, отчего я и оказался силою вещей "лазерщиком". Весь старый состав офицеров, руководивших испытаниями КСВ в ещё в 80-х к 1998 году полностью уволились, а в лабораторию КСВ были набраны офицеры бывшего ОС "Диксон" во главе с их командиром.
В процессе эксплуатации судно в новом качестве, как и на любом другом судне, корабле ВМФ, конечно, что-нибудь и происходило из нештатных ситуаций, но мой начлаб, бывший командир "Диксона" ничего экстроординарного не рассказывал, даже после хорошего ужина, за хорошим столом после удачного улова пеленгаса в полосе прибоя возле объекта 05. А придумывать не хочу... Если Вы слышали, что-то конкретное, то озвучте, а я смогу только дать оценку вероятности такой "чепушки" на борту "Диксона". Жертв не было за всю историю испытаний - это уже точно...